АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ШАУХАЛЬСТВА
Еще в ХVII в. в Кумыкии образуется несколько владений: шаухальство Тарковское, Мехтулинское ханство, владения Эндиреевское, Аксаевское, Костековское, Бамматулинское, Буйнакское и другие, возглавлявшиеся представителями шаухальского дома. Развитие феодальных отношений приводило к ликвидации ряда феодальных образований и территориальному расширению и укреплению шаухальства Тарковского.
В рассматриваемый период шаухальство Тарковское продолжало оставаться одним из крупных и сильных феодальных владений Дагестана. Территория шаухальства простиралась от Сулака вдоль Каспийского моря до границ Кайтагского уцмийства, охватывала всю территорию Прикаспийской низменности и частично предгорную полосу. «Шамхал Тарковский был первым лицом в Дагестане, - писал А. Неверовский, - и в случае каких-либо недоразумений, должно было прибегать к его посредничеству, а от того он и называется также Валием Дагестанским, т. е. верховным судьей (правителем – М.-П. А.)…».
Род кумыкских шаухалов был древний. Шаухалы пользовались на Северо-Восточном Кавказе большим влиянием и являлись в этом крае крупными землевладельцами. «Шамхалов величали также «Валиями Дагестана», то есть владыками гор», – писал М. Я. Ольшевский. Кроме того, они (шаухалы – М.-П. А.) имели еще титул Владетеля Буйнакского, а некоторое время и Хана Дербентского. Название Валия Дагестанского вполне оправдывалось их властью.
письме главнокомандовавшего в Грузии к графу Несельроде от 30 марта 1833 г. сказано: «... что-же касается до титула алия, то оставить следует оный потому, что шамхал тарковский, по роду своему, старший из всех дагестанских владельцев, а некогда как сильнейший из них и имевший влияние даже на вольные общества Дагестана, всегда носил титул Валия, который ... доставлял, как сильнейшему между всеми дагестанцами, уважение, которое, со времени владычества нашего в его областях, хотя и весьма ослабело в горах, однако-же и доныне еще там несколько сохранилось...». «Шаухал Тарковский управляет самовластно, как неограниченный властитель всего своего владения в Дагестане», - сообщает Н. Данилевский. Аналогичные сведения содержатся и в сочинении П. Буткова: «Шамхал тарковский есть самовластный владелец, и тяжбы своих подданных сам решает деспотически»,- писал П. Г. Бутков. «Прежние Шамхалы, оружием, храбростью и благоразумием, приобрели такую славу и уважение среди таможних народов, что клятва «Шамхал-баши», т.е. головой Шамхала, составляет вернейшую поруку в справедливости, и священна во всем Дагестане», - говорится в «Обозрении Российских владений за Кавказом…». Шаухал являлся обладателем лучшей части кумыкской земли, владения его были обширны, в сравнении с любым другим кумыкским князем он был бесспорно сильнее. В более раннюю феодальную эпоху шаухалы действительно обладали всей Кумыкией и им принадлежала вся полнота власти не только в особенном владении, но и на территориях их вассалов - беков. Еще в ХVIII в. за шаухалом, сидящим в Тарках, сохранилось старшинство и он считался первым из кумыкских владельцев. Шаухал Тарковский на протяжении всего ХVIII в. стремился уничтожить ограничения, какими он был связан, и сделать свою власть наследственной. Этой политике противодействовали преемник шаухала, сидевший в Буйнаке, а затем и все остальные влиятельные кумыкские князья. Только со времени проникновения русского самодержавия на Кавказ власть шаухала стала наследственной.
Внутри шаухальства сохранялись еще отдельные феодальные уделы – бийлики. Таких уделов в ХVIII в. насчитывалось четыре: Буйнакский, Эрпелинский, Карабудахкентский и Бамматулинский. Административное устройство бийликств было проще. Но беки старались во всем подражать шаухалам и пользовались в своих уделах полным иммунитетом: как верховные судьи чинили суд, взимали штрафы. В середине XVIII в. между шаухалом Хасбулатом и претендентом на шаухальский престол владетелем Буйнака - крым-шаухалом Мехти в течение нескольких лет шла упорная борьба. В одном из кровопролитных сражений близ сел. Казаныша с обеих сторон погибло много людей, но никому не удалось одержать победу. И только благодаря посредничеству влиятельных лиц удалось примирить шаухала с крым-шаухалом.
Выгодное географическое положение Тарковского владения, частью в горах, а частью на низменностях, представляя хорошие и обширные пастбища, давало шаухалу средства держать в зависимости некоторых горских народов, которые по необходимости должны были пригонять на зиму стада баранов на его земли. От Шаухала Тарковского зависели некоторые общества нагорного Дагестана. Сюда, прежде всего, следует включить Акушинский и Цудахарский союзы. «Сверх собственно называемого Тарковского владения … имеет шамхал в своей зависимости народы акушинские, кои, будучи соединены с природными его подданными», - писал П. Бутков. «Главная их нужда, - отмечал Д. Тихонов, - состоит в шамхале та, что… необходимо принуждены нанимать на зимнее время завсегда в шамхаловом владении лежащие на плоскости кутаны». Видимо, зависимость выражалась и в том, что акушинцы принимали участие в военных походах шаухала. В письме 1818 г. к наместнику Кавказа генералу А. П. Ермолову Мехди-шамхал писал: «Я отвечал им: «О Акушинцы и Даргинцы! Мой род из колена в колено ваш господ и вы наши нукеры и войско…». Есть сведения, что в XVIII вв. в зависимости от шаухалов находился и Койсубулинский союз сельских общин. В 1809 году в письме главнокомандующему на Кавказе генералу А. П. Тормасову Султан–Ахмед-Хан Аварский сообщает, что койсубулинцы «подвластны владетелю Тарковскому, генералу-лейтенанту шамхалу и находятся в его зависимости», и что «стада их зимуют в его владении, там же они промышляют и летом. В послании шаухала Адиль-Гирея жителям сел. Аракани от 1724-1725 гг. говорится, что адресаты обязаны следовать «приказу» отправителя, то есть шаухала. В 1732 г. сел. Аракани и Балахани являлись «владением» сыновей шаухала Тарковского Адиль-Гирея, к тому времени уже отстраненного от власти русским самодержавием.
Итак, верховными правителями Тарковского владения были шаухалы. Передача шаухальского достоинства происходила не по прямой линии, а давалась старшему в роду. Известно, что шаухала избирали на собрании знатных кумыкских биев, мурз, кадиев с участием акушинцев. Шаухалом избиралось старшее лицо из тарковского дома. На этом же собрании одновременно с шаухалом намечался его будущий преемник, называемый «крым-шамхалом», имевший свою резиденцию в Буйнаке. После смерти шаухала он получал титул и власть шаухала Тарковского. Шаухалы Тарковские возглавляли законодательные и совещательные органы власти, чинили суд и расправу, руководили внешней политикой, были главнокомандующими военными силами шаухальства. Шаухал управлял своим владением через своих беков, которые признавали своим главой шаухала и оказывали ему свое «послушание». Особа шаухала считалась неприкосновенной, его собственность – святой.
Для решения наиболее важных дел шаухал периодически созывал совет наиболее влиятельных феодалов, куда входили и везиры. Везиры являлись ближайшими помощниками шаухала. Например, при шаухале Адиль-Гирее их было трое: Мухаммед-Салих, шейх Мухаммед-Шериф и Гайдар. Везиры являлись высшими должностными лицами, назначенными самим шаухалом. Как считает В. Г. Гаджиев, везиры могли ведать делами по внутреннему управлению, финансами и т. д. В компетенции везирей находилась и дипломатическая служба. Часто они исполняли функции послов. Так, в декабре 1722 г. от шаухала Адиль-Гирея с грамотами к царскому двору был послан везирь Мухаммед-Салих. Везиры наделялись большими полномочиями. Иногда они выполняли и торговые поручения шаухалов. Должность везиря была почетной и им оказывалось внимание как со стороны иранских шахов, так и со стороны крымских ханов и русского правительства. Некоторые везири назначались из числа духовенства. Помимо духовенства, везиры назначались из числа «лучших и почетных узденей» как людей наиболее преданных шаухалу. Эту должность они должны были заслужить многолетней службой, выполняя различные поручения шаухала сначала в роли мурз, секретарей, послов.
При дворе шаухала имелся и назир. Он занимался финансовыми вопросами: следил за поступлением ясака, за рахтарными сборами, ездил за жалованием для шаухала.
Тарковский шаухал не имел постоянной армии. Но у него было большое число нукеров-дружинников, которых русские называли шаухальской «милицией». Нукеры выполняли административно-финансовые и карательные функции. В их обязанность также входила охрана жизни шаухала и его семьи, претворение в жизнь указов правителя. Во время войны они составляли гвардию шаухала. Источники конца -начала XIX в. указывают, что шаухал мог выставить «поголовно с оружием войска» от 25 до 26 тысяч вооруженных людей. При необходимости, «шамхал Тарковский от принадлежащих ему владений и более акушинского народа 26000 человек мог выставить», - писал П. Бутков. Основная часть военной силы шаухалов, несомненно, состояла из ополчения, собираемого в помощь шаухальской дружине. Вассальную службу шаухалу несли не только нукеры, но и бии (беки), управлявшие своими уделами. В нужных случаях по требованию своего сеньора последние должны были явиться со своими военными отрядами, состоявшими из нукеров и ополченцев, и во время войны или похода предводительствовать ими. «Ежели же надобность возымеет шамхал в войске, - писал Д. И. Тихонов об отношениях тарковского шаухала с подвластными беками, - то в то время посылает к ним своего чиновника с требованием ему от них помощи вооруженного войска, в чем они ему в это время послушны бывают».
В каждом крупном селении или один на несколько малых для суда и для регистрации всякого рода актов были поставлены кадии - судьи и их помощники - будуны. Кадии разбирали дела, в основном гражданские, по нормам шариата. Кадии жалованья не получали. Жили они на добровольные пожертвования с населения, на плату, вносимую за судебное разбирательство, штрафы, взимаемые с правонарушителей. Имелись у них и собственные участки земли. Суд по адату производили опытные и влиятельные старики из князей и сала-узденей, называвшиеся в разных местах по-разному: карты, аксакалы, теречи, диван-беки и в более ранний период - карачи-беки. Кроме разбора дел на них возлагалось также главное наблюдение за порядком в селениях и на принадлежащих к ним землях. Карты или аксакалы за свою службу получали известную часть из штрафных денег и пользовались некоторыми льготами от общества. Для решения дел особой важности, или при явно неудовлетворительном решении дела картами своего селения, спорящие обращались к картам селений, издавна приобретшим известность своей непогрешимостью.
В сельском управлении определенную роль играли чауши (бегеулы) и тургаки. В обязанность чаушов входило доводить до сведения решения центральной и местной власти и следить за их выполнением. Чауши также должны были выполнять всякие поручения судей - картов и кадия. За свою службу они получали вознаграждение из штрафных денег и пользовались некоторыми льготами в общественном землепользовании. Тургаки выполняли полицейские обязанности.
Внешней политикой занимались сами шаухалы и их приближенные. Однако переговоры с сопредельными государствами от имени шаухала вели специально уполномоченные послы. Так, в октябре г. шаухал Адиль-Гирей послал «от себя и с Тарков до царского величества Баммата Мурзу Алыпкачева, да с ним узденей 15 человек…». Дипломатическую переписку в шаухальстве Тарковском вели писцы, переводы осуществляли толмачи. В доме шаухала имелась дворовая прислуга: стольники, конюшие и др., которые назначались из числа нукеров.
Шаухальский двор представлял собой наподобие своеобразного центрального правительственного учреждения. Члены шаухалького рода занимали ряд важных постов в центре, из них же выбирались местные правители.
Абдусаламов М.-П., кандидат исторических наук
Уважаемые подписчики и гости нашей страницы!
Предлагаем для чтения другие интересные статьи :
История
ТОРГОВЫЙ ПУТЬ ИЗ КУМЫКИИ (КУМУКИИ) В РОССИЮ
РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИЙ КОНФЛИКТ В КУМЫКИИ (КУМУКИИ)
АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ШАУХАЛЬСТВА
КУМУКСКИЕ (КУМЫКСКИЕ) САЛА-УЗДЕНИ
Кумыкская аналитика
Дагестанские заблуждения о тюрках
ГОРЦЫ В КУМЫКСКОМ ВОПРОСЕ
Технология выхолащивания
Некоторые особенности массовой психологии
Краеведение
ДОРОГАМИ ТАРКОВСКОГО ТУРИЗМА
БУЙНАКСКИЙ РАЙОН – ЗОНА ТЮРКСКОГО ЭТНОТУРИЗМА
Шуринка и закрытый Каспий
Таргу-Тав: зимний обход
СЛЕД ЦАРИЗМА В ВЕРХНЕМ ИШАРТЫ
КАПЧЫГАЙ: НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ И КРЕПОСТЬ АЙСУЛАМАТА
Карабудахкенский район: круги на траве и тюркские поселения
ДРЕВНОСТИ КАРАБУДАХКЕНТА
Гели: истоки вдохновения и «курган-призрак»
НА РОДИНЕ КАЙЫ
ГЕЛЬБАХ И ЗИЯРАТ СОЛТАН-МАХМУДА
Тюркские петроглифы Ташбаша и Къызыл-Яра
Европа и Азия на родине Коркмасова
РЕДУКТОРНЫЙ ПОСЁЛОК И РЕВЕРС УРБАНИЗАЦИИ
БУХТА И ПОЛУОСТРОВ В АНЖИ-КАЛЕ
ТАРГУ И ТАМГА ШАУХАЛОВ
КАЗАНЫШ: МЕЖДУ СКИФИЕЙ И БИРМОЙ
КУМУК, КРЫМ И ВОИНЫ ТУРАНА
В МЕХТУЛИНСКОМ ХАНСТВЕ
ХАРКАС: ГОРОДИЩА И ЗИЯРАТЫ
Целебные ключи, бирюзовая вода и старый мост
Город Башлы и каменные колодцы
Герменчикская крепость, тюркские тамги и Люксембург
Буглен: по местам открытий
ПЕТРОГЛИФЫ И СТАРЫЙ ВОКЗАЛ
АМИРХАНКЕНТ И ТУРЕЦКИЕ ВОИНЫ
ГИЧЧИ АНЖИ
ПАМЯТНИКИ АТЛЫ-БОЮНА
БОЙНАК И ИНЧХЕ
ПЕЩЕРЫ, РОДНИКИ И АРТЕФАКТЫ В ГЕЛИ
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В БОЛЬШОМ КАЗАНЫШЕ
ПУШКИН, ГМЕЛИН И КАЯКЕНТ
ВЕЛИКАНЫ ЧОКАЮРТА И ПЕЛИКАНЫ АДЖИ
В ЭРПЕЛИНСКОМ КНЯЖЕСТВЕ
КАЯКЕНТ – БАШЛЫ – ЯНГИКЕНТ
ТАКАЛАЙСКИЕ ОЗЁРА И ДОМА КУМУКА
НАРАТ-ТЮБЕ И УЩЕЛЬЕ НАРТОВ
Религиозная тема
Известные деятели мусульманского духовенства Дагестана.
Военная тематикаГероический подвиг Сапиюллы Камиловича Гаджиева:
ПРЕДСКАЗАНИЯ ШЕЙХА АБДУРАХМАНА СУГРИ
Камиль Рашидович Абдуллаев:
Дошедший до Берлина и водрузивший на один из шпилеи рейхстага Красное Знамя
Мамам къайда болсада, намуслу кюйде ишлеп, иш ёлдашларыны ва юртлуларыны абурун къазанды:
Акаев Мамам Шугаибович
Къумукъ тилде макъалалар
ТАРИХИБИЗНИ ТАЛАПЛЫ ВА ТАЛАЙЛЫ ТАРМАГЪЫ ЭДИ.
УЛЛУ МИЛЛИ УЯНЫВНУ ЙЫЛЛАРЫ ЭДИ
Дорогие читатели, мы ценим Ваши комментарии и пожелания!
Ставьте лайк и подпишитесь на наши каналы:
Если Вам понравилась статья, поделитесь в социальных сетях!Официальный сайт atakumuk.ru
Источник